Фрилы страдают от нескольких общих проблем и важно найти причину этих проблем. Вот несколько симптомов и причин, которые приводятся ниже.
Простая схема, показывающая устройство передачи Фрила.
Раздатка Фрила являются общей болезнью этих машин с колёсной формулой 4x4. Если Ваш Фрил издаёт клацание и скрежет, когда вы двигаетесь на передаче, когда поворачиваете, и особенно, когда движетесь задним ходом, или вы вдруг потеряли ход, услышав громкий хлопок / скрежет – значит раздатка вашего Фрила накрылась. В 9 случаях из 10 выход из строя компонентов трансмиссии связан с неисправностью вискомуфты (VCU).
Если ваш Фрил чувствуется "жестким", или, если он подтормаживает, особенно при движении задним ходом до полной блокировки, это означает, что ваша вискомуфта заканчивает свою жизнь, и вы должны заменить её, как можно скорее. Умершая вискомуфта даёт сильную нагрузку на остальные части трансмиссии, в результате чего раздатка, задний дифференциал и коробка передач начинают изнашиваться ускоренными темпами, и вы скоро попадёте на дорогостоящий ремонт. Продолжительность жизни вискомуфты обычно составляет не более чем, 110 тыс. км, но он это может случится и намного раньше (мы видели автомобили с кердыком на 50 тыс. км), т.к. всё зависит от того, как эксплуатировался Фрил.
Это общее заблуждение, что вискомуфту заклинивает механически. За наш многолетний опыт нам никогда не встречалась заклиненная вискомуфта. Что происходит на самом деле? С пробегом силикон становится всё гуще и гуще, и поэтому вискомуфте всё труднее вращаться. Все большее и большее усилие передаётся на узлы трансмиссии, что в конце-концов вызывает выход из строя раздатки и редуктора.
На некоторых интернет-сайтах можно найти рекомендации по проверке вискомуфты – типа поддомкратить заднее колесо вашего Фрила, снять с ручника и попытаться провернуть заднее колесо, и, что, если вы не можете провернуть колесо, значит ваша вискомуфта заклинила и это кердык! Вы вряд-ли сможете сделать это вручную, поскольку вам потребуется полуметровая рукоятка- удлинитель, да ещё и придётся встать на неё, чтоб колесо хотя-бы медленно прокручивалось – но и это еще не означает в порядке ли вискомуфта, или нет, потому, что колесо будет крутиться в любом случае, вне зависимости от состояния вискомуфты.
Другим распространенным заблуждением проверки работы вискомуфты является метод с нанесением меток на частях кардана и, выводом, что вискомуфта работает, если данные метки расходятся после проездки по кругу.
Если вискомуфта накрылась, то весьма вероятно, что в раздатке будет повреждён конический роликовый подшипник. Очевидным признаком этого - будет шум в раздатке или разрушение её корпуса - обычно это происходит при движении задним ходом. При этом подшипник разрушается, и его осколки разрушают зубцы корнчатой шестерни и ответной шестерни, что вызывает стук и скрежет.
Еще одной причиной отказа раздатки является износ внутреннего ШРУСа. Обычно это результат износа роликовых подшипников ШРУСа, что даёт дисбаланс, в результате которого на валу выкрашиваются зубцы, что, в свою очередь, разрушает основной корпус раздатки и потерю трансмиссионного масла.
Выход из строя раздатки и/или вискомуфты обусловлен также несоответствием размеров шин на передней и задней осях.
Разница в диаметре шин, и, таким образом, радиус качения колеса приводит к постоянной разнице в скорости вращения передних и задних валов - эта разница должна быть компенсирована вискомуфтой в постоянном режиме, для которого она не предназначена.
Постоянный режим – это причина разогрева вискомуфты, от которого она становится жестче, чем она рассчитана для бездорожья - когда проскальзывающие передние колеса позволяют подключить на время задние колеса, но, когда постоянное вращение происходит при движении по прямой по дороге, то получается эффект как от старой вискомуфты – передаётся дополнительная нагрузка на всю трансмиссию, что, в конечном итоге приводит к выходу из строя раздатки.
Этот постоянный разогрев так-же выведет вискомуфту из строя, и даже если будут установлены правильные шины, свойства вискомуфты не восстановятся. Вы можете измерить диаметр шин, но данный замер может быть неправильным, особенно на изношенных шинах, т.к. шина может неравномерно изнашиваться снаружи и внутри, поэтому лучшим способом проверки является проверка температуры вискомуфты после поездки на несколько километров по относительно прямой дороге - она должна быть практически холодной.
Если она теплую или горячая, то это указывает на наличие проблем с размером колёс. Мы видели различные примеры несоответствия размеров шин, таких, как установка шин с другим профилем на передней оси автомобиля по сравнению с задней осью, установка новых шин на одну ось автомобиля, при этом оставление старых шин на другой, значительно больший износ шин на одной оси, низкое давление в шинах, и автомобили, которые много буксировали прицеп (радиус качения шины меньше из-за сжатия шины весом прицепа).
Разница всего в 5 мм в диаметре резко повышает разницу вращения между передней и задней осями, поэтому крайне важно, чтобы шины всегда были одинаковы.
Всегда меняйте все 4 шины одновременно, а то, сэкономив на шинах несколько фунтов вы получите ремонт на несколько тысяч. Различия между одинаковыми шинами различных производителей может быть значительна, что делает такие шины несоответствующими.
Выход из строя редуктора на Фриле не так распространён, как поломка раздатки, но редуктор так-же является слабым местом Фрила. Обычно причиной выхода редуктора из строя так-же является вискомуфта.